Творчество Сергея Александровича Есенина, некогда запрещенное, сейчас мало кого оставляет равнодушным, особенно — российских рокеров. «Кукрыниксы» положили на музыку его стихотворения «Пой же, пой» и «Вечер черные брови насопил». «Чайф» взялся за «Клен ты мой опавший», а Земфира и «Монгол Шуудан» покорились «Брянском». Для последнего стихотворное произведение великого русского поэта и вовсе стало своеобразной визитной карточкой.
1989-й оказался насыщенным для только что появившегося проекта с необычным названием «Монгол Шуудан»: первый концерт, премьерный альбом, пополнение рядов столичной рок-лаборатории, что немаловажно, без традиционного прослушивания.
Рассказывая журналистам о дебютном выступлении в День смеха 1 апреля, с которого и началась история создания группы, ее бессменный лидер Валерий Скородед признавался, что такое не забывается в течение всей дальнейшей жизни. Ровно как первый поцелуй или первая женщина.
Сборник «Паровоз-анархия», записанный на «Рекорде» совершенно бесплатно и ночью, набирал скорость и популярность среди альтернативно настроенной молодежи. Во время выступлений тексты, где прославлялся любимый членами коллектива Нестор Махно, подкреплялись своеобразным шоу.
Сцена неизменно украшалась лозунгами и флагами, а слушатели облачались в тельняшки и бросали к ногам выступавших игрушечные сабли, приобретенные в «Детском мире» за 13 копеек. Кстати, пластинка сразу заслужила лестный комментарий критика Артемия Троицкого.
Что касается выбранного имени для музыкального детища, то оно появилось и закрепилось случайно. Участники коллектива однажды стояли на остановке возле газетного киоска. И вдруг взгляд упал на яркие почтовые марки, сопровождаемые надписью «Монгольская почта» на монгольском языке. Так и появился «Монгол Шуудан».
Состав коллектива неоднократно претерпевал изменения по разным, порой трагическим обстоятельствам. Одного гитариста в столь смутное время, как начало 90-х, зарезали местные хулиганы. Игоря Торопова, стоявшего у истоков, довели до самоубийства запрещенные вещества. Другой саксофонист начал сходить с ума и в итоге застрелился.
В 2019-м «Монгол» включал в себя великолепную пятерку — вокалиста-основателя Валерия Скородеда, Николаса Крауна, отвечающего за бас-гитару, соло-гитарой владел Сергей Крючков, а барабанами — Алексей Быков. Плюс, конечно, звукорежиссер Глеб Горшков.
Чтобы закрепить более чем успешный старт, исполнители поспешили выпустить «Гуляй-поле». И столкнулись с проблемой последующих выступлений. Дело в том, что слемы за секунду перерастали в массовые драки и зрительские дебоши. К финалу концерта от интерьера дворцов культуры не оставалось практически ничего — стулья поломаны, занавесы разорваны, все перевернуто вверх дном. Организаторы несли убытки и предпочитали с «анархистами» не связываться.
Спасение пришло неожиданно и, как говорится, «из-за бугра» — группу заметили за рубежом и пригласили на германско-нидерландские гастроли. По возвращении вдохновленный фронтмен сделал то, чего никто в СССР еще не делал — записал акустику, собрав ее в собственный «Бандитский альбом». Вскоре «Монгольскую почту» пригласил к сотрудничеству режиссер Сергей Бодров — старший.
В творческой биографии коллектива нашлось место и воплощенной мечте ценителей качественной музыки — созданию рок-кафе. К сожалению, заведение просуществовало недолго. В 1993-м состоялся тур по Европе с новым сборником. А уже вскоре свет увидел бесспорный хит на есенинские стихи. Сначала он попал в концертный «Гомерический хохот», потом в «Чересчур», а затем и в «Истину» вместе с «Дорогой дальней» и «Самарой-городком».
Под клипом, размещенным на Youtube, указан любопытный факт. Съемки проходили в столичном арт-клубе «Бедные люди». Драка в видеоролике, похожем больше на короткометражный фильм о прошедшей эпохе, не постановочная, а самая настоящая — «актеров еле разняли».
Впрочем, не все шло так гладко, как могло показаться на первый взгляд. Смена солистов в виду ряда причин часто приводила к тому, что вновь прибывшие не до конца понимали специфику проекта. А это наносило глубокий отпечаток на творчество «Монгола». А некоторые из участников и вовсе мечтали занять главное место в коллективе. И даже решались на отдельные выступления в нулевых за спиной действующего лидера.
Однако справедливость и честное имя Скородеда были восстановлены, а слушатели — обрадованы и удивлены непривычным звучанием очередной пластинки «Сплошь и рядом». На этом эксперименты не закончились, что и подтвердила на собственном примере акустическая «Вечная мерзлота». Далее дискография «Монгола Шуудана» пополнилась еще четырьмя студийными альбомами.
За плечами группы несколько каверов на композиции коллег по цеху — «НАИВа», «Сектора Газа» и его создателя Юрия Хоя. В 2006-м ко Дню Победы вышел диск «Мы победили!», где известные песни о войне исполняли российские рок-музыканты.
Например, Гарику Сукачеву и «Неприкасаемым» досталось «22 июня», «Элизиуму» — «Эх, дороги...», «Тараканам!» — «У деревни Крюково». «Запрещенные барабанщики» отвечали за «Двух Максимов», а «Монгол» — за «Колоколенку». Спустя 5 лет в Брянске прошел и одноименный фестиваль.
Не успели почитатели насладиться «Инстинктом агрессивности», как произошли «Реинкарнация “Паровоза-анархии”» и гастрольный тур по городам России. Например, 5 апреля состоялся концерт в родной Брянску, а, что символично, в День космонавтики выступление запланировано в Королёве. На переиздание первой пластинки коллектив решился по случаю 30-летнего юбилея.
Подробная афиша предстоящих шоу размещена в социальных сетях команды — во «ВКонтакте» и в «Инстаграме». Здесь же преданные поклонники найдут видео и фотографии с выступлений. На официальном сайте, помимо упомянутого, представлен и технический райдер с подробным описанием необходимого.
Кстати, выбранный музыкальный путь помог Скородеду не только реализовать собственные идеи, развить заложенные в нем таланты и найти друзей, но и устроить личную жизнь. Его жена Яна когда-то была только поклонницей, а ныне занимает пост директора «Монгола Шуудана».